От депутатов-навальнистов до спикера-эсвошника: как независимая Дума Томска стала придатком обладминистрации
«Голосуем. Кнопочка – плюс», – говорит заместитель председателя думы Томска, коммунист Андрей Петров. Депутаты смеются. «Какая удобная подсказка», – замечает единоросс Сергей Панов. Спустя минуту экран показывает итоги голосования; 27 – за, двое – против. Поправки, запрещающие иноагентам иметь статус депутата, приняты.
Кресло рядом с Петровым пустует. Вопрос по выборам председателя думы в повестке следующий. Основной кандидат – участник «СВО» Сергей Сеченов, получивший мандат около двух месяцев назад. Интриги почти нет, но на пост все равно выдвигается независимый депутат Игорь Лютаев. Один из тех, кто прошел в Думу по «Умному голосованию» и до сих пор сохранил мандат. «Самоотводы есть? Игорь Александрович, все нормально?», – интересуется все тот же Петров. «Меня, если я сейчас не откажусь, выведут под руки?», – парирует Лютаев.

В зале слышатся смешки и кашель. Четыре года назад здесь была совсем иная обстановка. В 2020 году «Единая Россия» по результатам выборов потеряла большинство, получив всего лишь 11 мандатов из 37. Это была сенсация федерального масштаба. Тогда многие в Томске ждали обновления в жизни города. Не случилось. Сейчас большинство независимых депутатов уже лишены мандатов, а спикером стал ветеран «СВО», который на встречах с избирателями хвастается, что украинцы за его голову давали награду в 14 млн рублей. История страны на примере одной думы – в материале “НеМосквы”.


Триумф «умного голосования»
Лето 2020 года. Томск пестрит баннерами, призывающими голосовать за «Единую Россию». В сентябре выборы в городскую думу, и кажется, что результат известен всем заранее. На тот момент у ЕР в Думе абсолютное большинство: 30 мест из 37. Ничего не предвещает перемен.
Но вдруг в Томск приезжает Алексей Навальный, чтобы поддержать сотрудников своего Штаба Ксению Фадееву и Андрея Фатеева, которых, по неведомым причинам даже зарегистрировали кандидатами в депутаты. Даже не верится, что такое было возможным всего четыре года назад! Но было.
Два дня Навальный снимает фильм, а потом Томск появляется во всех лентах новостей, федеральных и мировых. Становится известно, что в Томске главного лидера российской оппозиции отравили. Отравление Навального и все же вышедший фильм-расследование «Томск в плену у депутатской мафии» всколыхнули город. Оппозиционно настроенные избиратели пришли на участки. И проголосовали.
Из 27 одномандатных округов «Единая Россия» взяла только восемь мест (еще три она получила по итогам голосования по партийному списку). На остальных 19 округах победили кандидаты, поддержанные «Умным голосованием». Безоговорочная победа!
«У людей был огромный запрос на участие, огромный запрос на то, чтобы их слушали и слышали, и учитывали их мнение, учитывали их желания. В 2020 году под этот запрос подобралась неплохая команда кандидатов, которые вели активно кампанию. «Единая Россия» недооценила силу «Умного голосования» и запроса на эти изменения. Плюс, очень помог фильм Алексея Навального, который вышел буквально дней за десять до выборов», – говорит экс-депутат гордумы и экс-сотрудник штаба Навального Андрей Фатеев.


Таких результатов не ожидал никто. В администрации Томской области старались держать лицо, тогдашний председатель облизбиркома Эльман Юсубов говорил, что «на итоги выборов влияют только избиратели», тогдашний мэр Иван Кляйн говорил, что «работать надо в интересах партии томичей», но мандраж власти ощущался.


Встал вопрос – кто возглавит такое собрание? Путем простой арифметики получалось, что для избрания нужно было набрать минимум 19 голосов. У «Единой России», напомним, было всего 11. То есть, шанс на спикера не единоросса был.
«Я изначально не собиралась баллотироваться на пост спикера. Мне казалось, что мне нереально избраться, потому что меня все воспринимали как достаточно радикального оппозиционера на фоне остальных. И должен был избираться в спикеры от оппозиции Андрей Петров, лидер коммунистов в городской думе. Но он буквально за ночь до выборов передумал», – вспоминает экс-депутат гордумы, экс-глава штаба Алексея Навального в Томске Ксения Фадеева.


В результате после переговоров с коммунистами, ЛДПР и другими неустойчивыми оппозиционерами спикером стал бывший замгубернатора по социальной политике Чингис Акатаев. Он набрал 20 голосов, в то время как Фадеева получила 15.
До «СВО»
Гордума начала работать. И выяснилось, что в результате выборов в Томске, вдруг, появилась политическая жизнь, явление, казалось бы, давно забытое!
Новые депутаты выступали за оптимизацию расходов, в итоге сократив траты администрации города на пиар, выступали за подробный анализ деятельности регионального оператора по вывозу мусора “Спецавтохозяйства”, работу которого критиковали многие томичи.
«Какое-то время мы довольно продуктивно и конструктивно работали в Городской думе. Мы вполне себе могли о чем-то договариваться и с представителями системной оппозиции, да иногда в чем-то и с единороссами по каким-то вопросам. По большинству, конечно, были жаркие дискуссии, но в чем-то компромисс удавалось находить», – вспоминает Фадеева.
Та дума не раз и не два позволяла себе громкие политические высказывания. Когда в ноябре 2020 года силовики задержали мэра Томска Ивана Кляйна, депутаты отказались отправлять его в отставку. А еще высказывались за обязательное сохранение прямых мэрских выборов. Томск оставался в числе немногих российских городов, еще сохранявших эту традицию. С трибуны об этом, например, заявлял даже единоросс Илья Леонтьев.
Тот же Чингис Акатаев в 2020 году резко выступил против передачи градостроительных полномочий на уровень области и неоднократно критиковал тогдашнего губернатора Сергея Жвачкина за его отстраненность от городских проблем.


Исполнять обязанности главы города временно стал Михаил Ратнер. В апреле 2021 года именно он представлял отчет о работе горадминистрации. Тогда депутаты городской думы впервые в истории города не его приняли. Против принятия высказались даже представители КПРФ и ЛДПР. «Мы видим, как самый близкий к населению уровень власти фактически остается без денег. Средств не хватает даже на элементарное обеспечение жизнедеятельности города, не говоря о каком-то развитии», — говорил с трибуны Петров.
Позже представители фракции «Яблока» проголосовали против бюджета, но это уже ни на что не повлияло. В конце декабря 2021 года задержали Ксению Фадееву по обвинению в организации экстремистского сообщества. Депутат Андрей Фатеев уехал из страны.
«На период тяжелых времен»
2022 год. Начало «специальной военной операции». Несколько независимых депутатов открыто выступают против войны и подписывают антивоенную петицию. Депутат Давид Аветян приходит на заседание Думы в футболке с надписью «Нет войне!». В этой же футболке в инста-эфире ТВ2 он говорит, что война – это убийство и для него это неприемлемо.
2022 год Томску запомнился не только началом войны. В мае произошло событие, которого жители региона долго ждали, в отставку ушел губернатор Сергей Жвачкин. Его сменил Владимир Мазур – заместитель начальника управления президента по внутренней политике. В отличие от своего предшественника, про которого не без оснований говорили, что в Томске он практически не бывает, Мазур завел телеграм-канал, стал активно участвовать в объездах, проводить встречи с томичами и с ними фотографироваться.


Обновилась и губернаторская команда. Кто-то, как зам по строительству Евгений Паршуто и по инвестициям Юрий Гурдин, становился фигурантом уголовных дел. Кто-то просто тихо ушел. Кто-то, как зам по финансам Александр Феденев и по образованию Людмила Огородова, остался на своих местах.
В июле 2022 года вступил в силу приговор в отношении Ивана Кляйна. Можно было назначать выборы мэра. В кулуарах шептались о двух основных кандидатах – действующем и.о. мэра Михаиле Ратнере и действующем спикере гордумы Чингисе Акатаеве. Но дату выборов никто назначать не торопился. Вместо этого сначала областные депутаты, а потом и городские заговорили о том, что прямые выборы лучше всего заменить конкурсом.
«Что сейчас из себя представляют выборы? Это соревнование популизма, лозунгов, кошельков. На мой взгляд, эта модель, которая предложена, более профессиональная, более прозрачная. Она позволяет нам выбрать профессионала, не популиста», – комментировал законопроект об отмене прямых выборов мэра депутат от ЕР Максим Резников. Председатель комиссии по регламенту Илья Леонтьев, который совсем недавно ратовал за то, чтобы градоначальника выбирали напрямую томичи, стал говорить, что на период «тяжелых времен» выборы лучше отменить.


Тех, кто был против отмены выборов было немного, но они были. Ярче всех в Думе по этому поводу высказалась Инга Первушина из «Справедливой России»: «У меня сердце разрывается, коллеги. Что вообще происходит? Мне обидно за наш город… У нас еще есть шанс провести внеочередное собрание и объявить выборы мэра. А такими благими намерениями выстелена дорога в ад». Когда дело дошло до голосования за отмену выборов, то три депутата-яблочника в знак протеста покинули собрание. По результатам голосования инициативу поддержало большинство городских депутатов: 14 голосов «за», шестеро – «против». Так Дума Томска, в которой у ЕР даже не было большинства, одобрила отказ от прямых мэрских выборов.
Новый смотрящий
Между тем, в 2023 году губернатор Мазур взялся за обновление блока, отвечающего за внутреннюю политику. Главным куратором он назначил Андрея Дунаева, пять лет прослужившего в ФСБ. Дунаев пост получил, обстановку оценил и оказался сильно недоволен составом думы. Оставшиеся независимые депутаты по-прежнему могли себе позволить критические высказывания в адрес городских и областных властей и даже в знак протеста покинуть собрание. Например, именно это произошло в сентябре 2023 года, когда сразу шесть депутатов покинули собрание: в тот день дума Томска большинством голосов лишила мандатов уехавших из России яблочника Артема Канарева и навальниста Андрея Фатеева.


Обладминистрация проблему вольнодумства в «умном городе» (так несколько лет назад себя позиционировал Томск) начала решать системно и в духе времени. Мало того, что прямые выборы мэра отменили, так еще и заявили, что пост мэра отдадут не претендовавшим на него томичам Акатаеву и Ратнеру, а никому неизвестному омскому чиновнику Дмитрию Махине.
И это решение депутаты «независимой» Думы Томска проглотили, т.е проголосовали за него большинством. По рассказам самих депутатов, со многими накануне голосования поработал замгубернатора Дунаев. Так Евгений Каверзин, рассказывал ТВ2, что по просьбе замгубернатора Андрея Дунаева согласился поддержать кандидатуру Дмитрия Махини на пост мэра. Условием Каверзина было увольнение с поста директора «Спецавтохозяйства» Михаила Курилова. Независимый депутат Евгений Лукьянчук тоже пообещал Дунаеву проголосовать за мэра-омича, но потом у него рука дрогнула, и он испортил бюллетень во время голосования. Через месяц Лукьянчука, по его словам, заставили написать заявление об увольнении из томского симфонического оркестра, где он играл на кларнете с 2013 года.
А гордуму, между тем, ждал еще один скандальный законопроект. Администрацию Томска решили лишить самостоятельности уже совсем и для этого отобрать у нее большинство градостроительных полномочий. И в этот раз отстоять право на местном, а не областном уровне решать, как и что будет застраиваться в городе, не получилось.
«Мы больше не сможем определять территориальное зонирование, где ликвидировать сквер, где его разбить, где построить многоэтажки. С нами больше никто не посоветуется», – прокомментировал это решение независимый депутат Лютаев.
По итогу поддержали законопроект 17 человек, против проголосовали 15. Не хватило совсем немного.
И если в 2020 году спикер Акатаев решение о передачи градостроительных полномочий активно критиковал, то спустя три года предпочел отмолчаться. Причина такой перемены в скором времени стала известна всем. На партийной конференции Акатаев заявил, что его пытаются сместить с поста спикера гордумы. По его словам, развернули информационную кампанию в «желтых» СМИ, а депутатам предлагали подписать письмо за его отставку.
«Мне посыпались угрозы, есть СМСки: «Уходи по-хорошему, иначе будет каток». Этот каток включили: два месяца шерстит налоговая, сегодня прокуратура проверяет снова мои доходы, мои расходы», — сказал Чингис Акатаев. При этом единоросс обратил внимание однопартийцев на свои «заслуги»: среди которых исключение из составов депутатов Артема Канарева и Андрея Фатеева, уехавших из страны, и победа в гонке за пост спикера: «Если бы не удалось договориться с тремя людьми (депутатами, — прим. ТВ2), то председателем думы была бы избрана Фадеева. И это было бы огромное черное пятно в истории города Томска. А у нас этих пятен и так хватает, к сожалению», — говорил Акатаев.
Фамилию человека, оказывающего давление, он не назвал. Однако все источники сходятся на том, что им был новый глава по внутренней политике Дунаев. Уже в декабре Акатаев добровольно сложил с себя полномочия спикера, а в марте 2024 года и вовсе сдал мандат. В мае Следственный комитет сообщит об уголовном деле, связанном с махинацией с авиабилетами: якобы Акатаев незаконно оформил их возврат. Сумма ущерба составила около 70 тысяч рублей. Позже Акатаев признает вину, компенсирует деньги и дело закроют.
Выдавливание независимых депутатов
В январе 2024 года стало известно, что Дунаев «предложил» депутату гордумы от «Яблока» Евгению Каверзину сдать мандат. Формальная причина — не указанный в декларации долг в 860 тысяч рублей. «Он говорит: ну вот, ты же, наверное, будешь избираться еще. Ты же понимаешь, что я должен буду продавливать Думу, чтобы проголосовать и лишить тебя мандата. Я говорю: хорошо, Андрей Геннадьевич, значит, пойдем в суд», — рассказал Каверзин ТВ2.


В феврале 2024 года депутаты гордумы вынесли Каверзину предупреждение, а в марте стало известно, что нарушения в декларации были найдены у еще одного независимого депутата Дениса Ярмоша. В марте 2024 года прокуратура обжаловала решение по Каверзину. В мае состоялся суд, где судья Екатерина Цыганова удовлетворила иск прокуратуры. Решение вступило в силу в сентябре, когда была проиграна апелляция. Ее рассмотрение заняло всего лишь несколько минут.
В ноябре 2024 года судья Советского районного суда Ирина Ткаченко лишила мандата и Дениса Ярмоша. Ярмош заявил, что будет готовить апелляцию и пока решение в законную силу не вступило. Но он стал уже пятым независимым депутатом, потерявшим мандат.
«Время героев»
С уходом Акатаева с поста председателя дума Томска осталась без спикера. Собрания вел вице-спикер коммунист Андрей Петров. Многие считали, что он займет освободившуюся вакансию, но источники говорят, что все тот же «серый кардинал» Белого дома Дунаев на посту спикера не одобрил Петрова из-за его партийной принадлежности.


В сентябре в думе Томска прошли довыборы. В результате места соратников Алексея Навального заняли «герой СВО» Сергей Сеченов (по округу, который ранее представлял Андрей Фатеев) и Z-волонтерка, замглавы томского отделения фонда «Защитники Отечества» Диана Смолева (вместо Ксении Фадеевой). Вместо яблочника Артема Канарева депутатом стал проректор Томского политеха Игорь Разживин, а место Чингиса Акатаева заняла главврач поликлиники №4 Наталья Красницкая.
И сразу же после выборов появилась информация, что Сеченов займет место спикера. Мол, крайне важно не просто поставить участника СВО спикером местного парламента, а сделать это раньше всех. В ноябре эта миссия была выполнена.
Кандидатуру Сеченова поддержали 27 человек. За Лютаева отдали три голоса.
«Я очень рад, что не участвую в этом цирке», – прокомментировал «НеМоскве» эту ситуацию экс-депутат Евгений Каверзин.
«Большая проблема может быть в том, что человек всю сознательную жизнь провел в армии. Он наверняка хорошо умеет исполнять приказы начальства, а вот умеет ли он отстаивать интересы избирателей – это большой вопрос. А как мы знаем, очень часто желания городской администрации расходятся с запросами жителей», – считает экс-депутат Андрей Фатеев. Однако несмотря на такой финал независимой Томской думы, Андрей Фатеев уверен, что поход в Думу не был напрасным.
«Я не считаю, что это было зря. Что-то получилось сделать. В принципе первые года-два это была действительно интересная дума, где можно было высказывать разные мнения, можно было задавать неудобные вопросы администрации и требовать ответа. Администрация поняла, что дума не является вот таким придатком, она начала готовиться к заседаниям думы, аргументировать свою позицию, как-то идти искать компромиссы. Так что это точно было не зря», – говорит он.
Солидарна с ним и Ксения Фадеева.
«Все-таки нам на тот момент удалось разрушить монополию партии власти, когда из 37 депутатов только 11 было от «Единой России»… Если смотреть с сегодняшней точки, мы находимся, конечно, в какой-то катастрофе абсолютной. Но сегодня история не заканчивается. Мне кажется неправильно сидеть и просто бесконечно говорить, что все плохо, ничего не получится. Мы попробовали, тогда и у нас получилось… И я полагаю, что вот этот опыт… гражданского участия и участия самих кандидатов в избирательные кампании, участия их волонтеров, участия наблюдателей на участках, он все равно может еще свою положительную роль сыграть в будущем”.