close

«Не хотим работать декорациями к бизнесу»

Не смешно. Как не остаться в дураках, переживая развитие туризма в родной деревне Киндасово

Фото: из группы “Киндасово”

«Удивительная старинная карельская деревушка. Ее обитатели — киндасовцы — простодушные и незадачливые жители, о которых по всей Карелии ходят байки и легенды, пересказывать которые хватит еще не одному поколению киндасовских гостей. Здесь уникальным образом сочетаются культура карелов-люддиков и своеобразный киндасовский юмор», — так описана небольшая деревушка Киндасово, что в 50 километрах от Петрозаводска, на местном туристическом сайте.

Для успешного развития туризма в Киндасово построена почти вся инфраструктура, от гостей, что называется, нет отбоя. Однако местные жители устали быть объектом шуток и жить в постоянном празднике. Конфликт коренных киндасовцев и организаторов турбизнеса давно вышел за пределы Карелии, а с началом сезона стал набирать обороты.

«НеМосква» поговорила с обеими сторонами конфликта.

Турбизнес в Киндасово: смех и слезы

«Стоять! Вы пытаетесь пересечь границу суверенного государства Киндасово, выходим-выходим из машины, потом поедем на штрафстояночку. Таможенный контроль касается всех, никого не пропущу! До выяснения обстоятельств вы задержаны, будем выяснять, что вы за перебежчики, да откуда. Так вы гости? Ой, опростоволосилась! Ой, простите нас, гости дорогие, не признали! Опять опозорилась!», — так начинается одна из экскурсий в Киндасово.

Во время ее проведения гости слушают байки о киндасовцах, руны мифической поэмы Калевала, игру на настоящих карельских инструментах кантеле и йоухикко, трут на счастье «нос» памятника рукавице, запрыгивают в штаны необъятных размеров и пробуют традиционную выпечку. Туристы от души смеются, уезжают в хорошем настроении и оставляют восхищенные отзывы об экскурсиях.

Фото: скриншот с видео канала “Марина. Путешествия моими глазами”

«Жители Киндасово остались один на один с экспансией турбизнеса на территорию деревни. Под эти цели занимаются все новые участки, мнение жителей никого не интересует, их пренебрежительно называют дачниками, хотя практически у всех здесь родовые гнезда с многопоколенной памятью. При том, что люди они очень позитивные и все правильно понимающие про важность бизнеса и туризма в том числе, жить под прицелами фотокамер в условиях „праздник каждый день и с утра до вечера“ уже не могут», — в то же время описывает настроение жителей деревни депутат Заксобрания Карелии от партии «Яблоко» Эмилия Слабунова.

Противостояние местных и предпринимательниц Светланы Хребтовой и Юлии Толмачевой длится не первый год. Киндасовцы говорят, что здесь их корни, сюда они приезжают по выходным, праздникам и на все лето, чтобы отдохнуть душой, насладиться природой и вырастить на своей земле овощи-фрукты. Руководители туристического проекта парируют: они уже прислушались к просьбам жителей и изменили маршрут так, чтобы никому не мешать. При этом обе стороны готовы к мирному диалогу, но он до сих пор не заладился.

От фольклорного фестиваля до «безудержного веселья»

Семья Татьяны Данилиной переехала в Киндасово из Пудожского района еще в первой половине прошлого века, сейчас здесь живет пятое поколение. Неподалеку построились родственники. Находиться постоянно в Киндасово Данилины не могут, поэтому «живут на два дома»: в рабочие дни в Петрозаводске, все выходные здесь. Порой уезжать так не хочется, что семья остается до утра понедельника, чтобы встать пораньше и отправиться за 50 километров на работу и учебу. Их дом — в самом центре деревни, на виду у всех.

— Утром выбегаешь в ночнушке во двор до туалета — на тебя уже 30 туристов смотрит, фотоаппаратом щелкает. Выехать из деревни невозможно: стоит по 8 туристических автобусов на дороге, дымят в окна ближайших домов. Садишься завтракать — уже песни и частушки на всю деревню, садишься ужинать — все еще песни, частушки и смех. Узнать что-то новое, послушать байки, поднять настроение — здорово для туристов, но мы-то здесь живем, и безудержное веселье 12 часов в сутки 7 дней в неделю выдержит не каждый, — рассказывает Татьяна с оговоркой: такой наплыв туристов бывает только в летний сезон. Зимой поспокойнее, но слава о Киндасово как о «самой веселой деревне» или «деревне дураков» разносится круглый год.

Меж тем, напоминают местные, в годы Второй мировой здесь был один из концлагерей с очень жестким режимом. «Зимой в рваной одежде и обуви людей гнали на заготовку леса, строительство дорог и т.п. Рабочий день начинался с 6 часов утра и длился до 8 часов вечера. Пища состояла из 200-300 граммов недоброкачественного хлеба в день, нерегулярно выдавались мороженый картофель или гнилое конское мясо»,говорится о нем на «Карте памяти».

От лагеря остался остов печи на месте одного из бараков. В память о жертвах фашизма здесь установлены памятный знак и информационные стенды. Жители ухаживают за этим местом.

Фото: группа “Киндасово” в ВК

Первый фольклорный фестиваль в Киндасово в 1986 году провела хореограф и этнограф Виолетта Мальми. На нем звучали народные песни, можно было увидеть старинные танцы, рисунки которых Мальми собирала по окрестным деревням. В перестроечные годы фольклорное мероприятие по настоянию властей переросло в фестиваль юмора, который привлекал больше гостей, больше финансов. Он продолжался до 2010 года. Шесть лет назад в Киндасово появился экскурсионный маршрут. На этот счет жители говорят так: был фестиваль культурный, этнографический — стал коммерческий, увеселительный.

— Еще этическая сторона вопроса: по аналогии с «самой веселой деревней» нас называют «деревней дураков» — даже в прессе, даже вы об этом упомянули. Это пенсионеры, которые проработали всю жизнь, это работающее наше поколение, это потомки тех, над кем издевались в концлагере, кто воевал в 1940-е годы — все дураки? Чем мы заслужили такую «славу»? — огорчается Данилина.

Фото: группа “Киндасово”

А началось все задолго до появления в деревне двух предпринимательниц и даже этнографа Мальми. Байки о киндасовцах стали распространяться еще в 19 веке. На них обратил внимание путешественник Николай Лесков, а в 1972 году вышел сборник «Kaskuja. Были и небылицы», который составила фольклорист, заслуженный деятель науки Республики Карелия Александра Степанова. В сборнике, в том числе, есть и байка о незадачливом мужике, который не знал, как надевать порты. Жена держала их внизу, а мужик пытался запрыгнуть в порты с печки. Почти во всех байках дурят киндасовцев, насмехаются над ними и выручают из нелепых ситуаций жители соседней Пряжи.

Светлана Хребтова и Юлия Толмачева — из Пряжи. Обе депутаты Пряжинского городского округа.

«Летние жители» и петушиные крики

«Вновь поднялась волна негатива в отношении туристического проекта деревни Киндасово. Мы привыкли не реагировать на оскорбительные посты и комментарии от инициативной группы деревни, выступающей против развития территории. <…> За прошлый год мы прошли более 20 проверок и ни одного замечания вынесено не было! Это говорит о честности и правильности ведения нашего бизнеса. Мы регулярно посещаем прокуратуру и даем различные пояснения на лживые заявления. Все это наводит нас на мысль о намеренном подрыве нашей репутации, а не желании решить спорные вопросы»,ответила на пост Слабуновой Юлия Толмачева.

Юлия Толмачева, Светлана Хребтова (фото: группа “Киндасово. Карелия”)

Вместе со Светланой Хребтовой они около 20 лет работали над проведением фестиваля сельского юмора, затем сделали свой туристической проект. Сначала это был небольшой бизнес, о масштабах и не мечтали. Потом программа расширилась, турпоток увеличился. По словам Толмачевой, начали они с ремонта аварийного деревенского клуба, фактически реконструировали его заново. Первые годы мирно общались с деревенскими жителями. Потом стали осознавать, что приносят неудобства семьям, живущим рядом с клубом. Встречались с ними и объясняли, что нужно время для перемещения проекта в сторону — по щелчку, без стартового капитала этого не сделаешь.

Фото: группа “Киндасово”

Срезу оговорюсь, что в деревне круглый год проживает девять человек. Остальные собираются с мая по октябрь, потом жизнь снова затихает. С августа 2022 года началась интернет-борьба группы летних жителей против нас, — рассказала историю отношений с местными жителями Толмачева. — Мы не умаляем их значимости в деревне, их предки — родители, бабушки жили когда-то здесь, многие из «борцов» родились в Киндасово, но все уехали в поисках лучшей жизни, работы, учебы из этой деревни, теперь приезжают как на дачи. Мы же в деревню приехали работать.

Предпринимательницы создали три ИП (в том числе одно крестьянское-фермерское хозяйство) семь рабочих мест. Три года подряд по их инициативе работает «Школа юного экскурсовода» — в ней старшеклассники во время каникул обучаются интересной работе и получают возможность подзаработать. Несколько лет назад создали ТОС (территория с общественной организацией), добились получения муниципальных средств, на которые и отремонтировали клуб, построили набережную с беседкой, установили заборы в старом стиле.

То есть они в нашей деревне тайно создали ТОС, нас не позвали, — утверждают местные. — И все муниципальные средства, которые сумели привлечь, потратили на обустройство своего бизнеса. Например, в клуб мы войти не можем для проведения каких-то праздников, потому что там сплошным потоком идут экскурсии. Мы, получается, лишние. Люди приезжают отдыхать и развлекаться за свои деньги, а мы им мешаем.

И снова рассказывают, как просыпаются под петушиные крики, но виноват в этом не петух. «Ку-ка-ре-ку!», — кричат экскурсоводы, а за ними и туристы. Так начинаются летние утренние экскурсии.

Уникальная мельница раздора

По многочисленным требованиям местных жителей, после серии публикаций предпринимательницы переместили экскурсионную тропу подальше от центра Киндасово. Переставили уличный туалет, вдыхать запахи от которого не входило в планы отдыха местных жителей. Это помогло, но не совсем.

Стоянка экскурсионных автобусов была у меня с одной стороны окон, теперь с другой, — говорит Вероника Науменко, чей дом расположен в начале деревни. — Сами экскурсии проходят за домами, но толпы людей все равно приходят сюда, чтобы посмотреть на старинные дома. Туристы стали приезжать «дикарем» и ходят по деревне самостоятельно, все фотографируют. Может быть, нашим предпринимательницам на все их гранты нужно было бы установить туристические объекты на пустующих землях? У нас таких земель много, а мы не хотим работать декорациями к их бизнесу.

Местные понимают, что на одном-двух экскурсионных маршрутах «далеко не уедешь», и бизнес будет расширяться. Поток туристов не должен иссякнуть, а значит — нужны новые объекты, новые виды развлечений, и они уже появились. Например, этой зимой вокруг Киндасово начали гонять на вездеходах — это уже другие предприимчивые граждане затеяли свой небольшой бизнес. Местным снова слова не дали.

Какое-то время назад интересы предпринимателей и коренных жителей переместился уже за границы жилой зоны — на земли, которые долгое время считались то ли бесхозными, то ли для покоса. Градостроительные документы Пряжинского городского поселения сильно устарели, в них отсутствуют многие современные виды использования. Предпринимательницы надумали разместить на одном из участков уникальную мельницу. Они уверяют, что аналогов такого туристического объекта не сыскать по всей России.

Фото: группа “Киндасово. Карелия”

Мы углублённо изучали историю деревни Киндасово и заинтересовались водяной мельницей — по воспоминаниям, она находилась в деревне на реке Шуя, — продолжает Юлия Толмачева. — Провели масштабное исследование — интервью, работа в архиве, консультации у специалистов. Открытия нас ошеломили: наша водяная мельница была плавучая, базировалась на плотах. Мы загорелись идеей восстановить мельницу на её историческом месте. В январе 2023 года нам удалось изготовить мельничное оборудование и собрать мельницу в большом амбаре. Мы провели презентацию объекта, на которой также присутствовали киндасовцы. Мы объявили публично, где хотим ставить нашу мельницу на воду, но столкнулись с нежеланием жителей видеть ее у колодца: нас обвинили в том, что мы загубим, и даже уже загубили колодец… Тогда мы заявили, что услышали мнение киндасовцев и не будем устанавливать на историческом месте, будем думать, где же ее разместить.

К слову, в деревне и в округе и сейчас живут потомки киндасовского мельника Кузьмы Трифонова. В мае 2022 года предпринимательницы собрали слет его потомков. Собрались и все киндасовцы. Этот слет оказался последней мирной встречей сторон.

Предпринимательницы обратились в администрацию района с просьбой о присвоении трем участкам, находившимся у них в аренде, статус особо охраняемой территории (ООТ), чтобы разместить там мельничный комплекс с помощью финансирования по разнообразным госпрограммам. Проект они защитили перед районной комиссией, и положительное решение об ООТ было принято. Далее предстояло изменить вид использования земельных участков. Смена вида использования должна пройти публичные слушания, которые были организованы Администрацией в феврале и марте этого года. Процедура проходила на портале Госуслуг — такой вид голосования дает право решать только тем, кто прописан в поселении. Инициатива предпринимательниц набрала большее число голосов.

Фото: группа “Киндасово”

— Голосование было нечестным, потому что мы о нем ничего не знали, все было снова тайно. Где была размещена информация, как должны были голосовать жители деревни, если там неустойчивый интернет, да и многие даже не знают, как зайти на эти Госуслуги. Почему нельзя было разместить объявление на информационном стенде, на том же клубе? — возмущается Данилина.

Толмачева парирует:

— Вывешивать информацию о проведении публичных слушаниях на информационных столбах в деревне не имело смысла, поскольку там никого нет, кроме девяти постоянных жителей и нас с туристами. Все наши оппоненты находятся в городе Петрозаводске.

Местные утверждают, что именно эти участки им были выделены для ведения сельхоздеятельности. Их никто не оформлял, поскольку никому в голову не приходило, что на них кто-то покусится. Предпринимательницы отвечают: они ведут свою деятельность в соответствии с законодательством, к тому же, и так пошли на серьезные уступки и согласились перенести все свои туристические объекты. Именно для этого они и взяли в аренду земли.

«Историко-культурное обременение»

В апреле словесные протесты переросли в действие: Данилина от имени местных жителей подала иск о признании недействительными результатов слушаний по «земельному» вопросу. С юридическими тонкостями помогли некоторые депутаты, вставшие на сторону жителей. Первое заседание состоится 3 мая.

Местные, с которыми поговорила «НеМосква», рассуждают примерно одинаково: их деревня была самобытной, радушной, друг от друга никто не прятался, двери никогда не закрывались. Сейчас люди стали обносить свои участки высокими заборами, кто хотел построить дома для детей и родственников — расхотели и задумались о продаже «родовых гнезд».

— И ведь мы ничуть не против самих предпринимательниц. Светлана так интересно рассказывает, столько в ней артистизма, любого заговорит, будешь эти байки с утра до ночи слушать, раскрыв рот. Юлия — талантлива: поет, на редких инструментах играет, обе просто молодцы, — говорят собеседники. — Но и нас поймите: наша деревня, которой сотни лет, скоро совсем исчезнет из-за этого турбизнеса. Россия — огромная страна, неужели больше нигде места не нашлось для благоустройства «самой веселой деревни»?

Юлия Толмачева приводит свои доводы:

— Мы войны ни с кем не хотим. С нами другая половина деревни летних жителей. Они делают сувениры, сушат грибы, собирают ягоды на продажу, дети помогают на экскурсиях. Но, мы всегда говорили: время меняет все. Деревня эта всегда была с историко-культурным обременением. Давайте закроем Павловск для туристов или Петергоф — ради спокойствия жителей этих городов? Звучит абсурдно, не правда ли?

Фото: группа “Киндасово. Карелия”

В 2021 году в Киндасово побывало 8 000 туристов, в позапрошлом приехало уже 15 000 человек. Сколько приезжих прогуляется по Киндасово в этом сезоне, остается только предполагать.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *