Губернаторопад: Максим Егоров
«НеМосква» продолжает провожать губернаторов, внезапно ушедших в отставку 4 и 5 ноября.

Сейчас — очередь Максима Егорова, который руководил Тамбовской областью три последних года и практически ничем не выделялся на политическом ландшафте страны.
«Поближе надо с людьми. Не сидите в кабинетах, ладно?» — советовал ему Путин в октябре 2021-го, когда назначал на должность врио губернатора.
«Готов исполнять любые задачи, которые поставите», — отвечал ему 44-летний чиновник и пообещал сделать тамбовщину «еще лучше».
Кажется, у него это не получилось.
Мы попытались понять — почему.


Москва — Тамбов
Тамбовская область — чужой регион для Максима Егорова.
Он родился и вырос в Нижнем Новгороде. Там же получил образование и начинал карьеру: сначала — в районной администрации, потом — в филиале Россетей.
В 28 лет перебрался в Москву и стал взбираться по чиновничьей лестнице: 10 лет проработал в Федеральной службе по тарифам, еще два года — советником у тюменского губернатора Владимира Якушева (оставаясь при этом в Москве).
В декабре 2018-го получил высокий пост — его назначили заместителем министра строительства и ЖКХ. А еще через год — главным государственным жилищным инспектором России.
В интервью тех лет Егоров оценивал сферу ЖКХ как «довольно консервативную». Именно он заявил, что износ коммунальных сетей по стране составляет 58 процентов, а их замена идет не так, как нужно: два процента в год вместо пяти, необходимых для нормального функционирования системы.
«У нас старение основных производственных фондов происходит значительно быстрее, чем их замена», — сокрушался чиновник.




Будучи главным жилищным инспектором, пытался внедрять передовые технологии. Утверждал, что будущее — за «умными городами», где автоматика сама регулирует подачу тепла и даже электрического освещения улиц, позволяя экономить на коммунальных платежах и беречь экологию.
Назначение на должность врио губернатора Тамбовской области 44-летний Егоров воспринял как вызов. До этого он бывал здесь только однажды, да и то — проездом (в 2004 году, когда ехал с семьей из Нижнего Новгорода в Сочи).
Ровно через два года он признается в соцсетях:
«Знаете, что самое невероятное? Я полюбил Тамбовщину, можно сказать, с первого взгляда».
Почему он отнес любовь к Тамбовской области в раздел невероятного, так и осталось загадкой.


Конфликт с местными элитами
До прихода Егорова Тамбовской областью шесть лет руководил Александр Никитин. О своей отставке он заявил внезапно — всего через год после того, как победил на очередных выборах с результатом в 79 процентов.
Говорили, что поводом для снятия губернатора стал оглушительный провал Единой России в борьбе за кресла в городскую думу: она взяла всего 6 мест из 36. При этом абсолютное большинство (26 мест) досталось кандидатам от партии «Родина», которые избрали мэром своего лидера Максима Косенкова и получили возможность влиять на решения областной власти.
Такой расклад сил, совсем непривычный для путинской России, достался Егорову в наследство и стал для него «зияющей раной».


Кроме того, московский чиновник, который большую часть жизни занимался тарифами и коммуналкой, не смог найти общий язык с руководителями агропромышленных холдингов (а ведь именно в их руках находится львиная доля региональной экономики, поскольку промышленность в Тамбовской области развита слабо).
По словам экспертов, Егоров даже не предпринимал попыток выстроить диалог с местными элитами, что тоже сыграло против него.
«Эмоционален и вспыльчив, его стиль общения — монолог в телеграфном формате, не терпящем возражений. Процесс принятия решений — моноцентричный, не коллегиальный».
Максим Егоров пытался взять Тамбовщину методом «кавалерийского наскока» и сделал ставку на свою московскую команду. Однако эта тактика себя не оправдала: по наблюдениям издания «Жизнь Черноземья», многие «варяги» убежали из региона почти сразу. А местные кадры не спешили бросаться на амбразуру в принятии сложных решений и «затихорились», из-за чего некоторые отрасли просто «зависли».
Самые громкие проекты


В своих первых выступлениях губернатор Егоров возмущался закрытостью и даже отстраненностью Тамбовской области от федерального центра. В этом он винил местное бизнес-сообщество, которое «варится в собственном соку» и чувствует себя спокойно из-за отсутствия конкурентов.
Ожидаемо, что чиновник пошел за помощью в столицу и стал активнее просить деньги на решение региональных проблем. Прежде всего — в коммунальной сфере (все-таки не зря работал в Минстрое).
Одна из главных ставок была сделана на качество дорог: за три года Егоров выбил несколько миллиардов на ремонт 870 километров. Однако эта работа сопровождалась многочисленными скандалами, поскольку дорожное покрытие разрушалось уже через несколько месяцев после сдачи.




Фото: тг-канал Максима Егорова
Примечательно, что до прихода Егорова Тамбовская область и так была в аутсайдерах по качеству дорог: 67 место из 85 (нормативным требованиям соответствовали только 52% дорог). Теперь она упала до 74 места (нормативным требованиям соответствуют только 39% дорог, это самый низкий показатель среди регионов Черноземья).
Еще один грандиозный проект — строительство канализационного коллектора на центральной набережной Тамбова. По документам ремонт трубы должен был закончиться еще в прошлом году, но по факту до сих пор не завершен. Кроме того, перекачивающая станция, установленная на время ремонта, периодически выходит из строя, и канализационные стоки выливаются в реку Цну.


Еще работая в Минстрое, Егоров активно участвовал в разработке законопроектов, которые направлены на привлечение инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и государственно-частного партнерства. Однако в первый же год его правления Тамбовская область упала в этом рейтинге сразу на 24 пункта (57 место). По итогам 2023 года регион немного поднялся — до 48 места, но так и не вернул утраченных позиций.
Есть в списке Егорова и удачные кейсы.
Уже по итогам первого года правления он завел Тамбовскую область в пятерку лучших регионов России по благоустройству общественных пространств и в топ-15 регионов — по устойчивому развитию.
Также ему удалось решить проблему обманутых дольщиков, подвисшую на многие годы (до декабря в Тамбове закроют вопрос по последнему дому из десяти, квартир или выплат дождались больше 700 человек).
Он же добился возобновления работ на самом знаменитом долгострое — здании Тамбовской филармонии, которое не могли достроить 10 лет (его сдадут в апреле 2025-го).
При Егорове удалось привлечь деньги на капитальный ремонт большого количества больниц и школ.






Фото: тг-канал Максима Егорова
Кроме того, Москва дала деньги на модернизацию ЖКХ и проекты по водоснабжению (Тамбовская область входит в Курскую магнитную аномалию и давно пытается решить проблему с высоким содержанием железа в воде).
«Работа главы региона невероятно сложна, — откровенничал Егоров в соцсетях и сожалел, что на все проекты денег, к сожалению, не хватает. — Люди обращают на тебя свою боль, свои проблемы, иногда и свой гнев — зачастую, кстати, справедливый. Они не в курсе про уровни бюджета, разграничение полномочий и прочие чиновничьи тонкости. У них — проблема. Или даже беда. Ты понимаешь, что подвести нельзя и начинаешь искать выход — и находишь».
Губернатор с правильным курсом


В политическом плане Максим Егоров вел себя правильно — не высовывался и следовал трендам Кремля.
С первых дней правления продвигал строительство ФОКов, бассейнов и площадок для выполнения нормативов ГТО.
Перечислял однодневный заработок на помощь участникам «СВО», призывал сплотиться для защиты Родины, открывал мемориальные доски погибшим.
Призывал чиновников уделять активное внимание молодым семьям и мотивировать их на рождаемость. Активно участвовал в заседаниях по вопросам сохранения семейных ценностей (сам он воспитывает троих сыновей).
«Самое важное — сформировать у молодых людей убеждение, что главное — это семья, а быть родителями — счастье. Ведь любовь к Родине начинается именно с семьи», — заявлял он в сентябре этого года.












Фото: Павел Васильев, Онлайн-Тамбов и тг-канал Максима Егорова
По итогам президентских выборов в марте этого года Путин набрал в Тамбовской области 85 процентов голосов.
«Мы все вместе одной, единой командой, я считаю, сработали на „отлично“. У нас нет ни одной жалобы, — гордился Егоров. — И за это всем большое спасибо, кто работал».
Старался избегать наездов на мэра областного центра Максима Косенкова, у которого большой политический вес. И «отрывался» на тех, кто послабее — на главах муниципалитетов. Часто угрожал им отставками, в мае этого года запретил выезжать за территорию области без его личного разрешения (за три дня до планируемой поездки чиновники обязаны известить департамент внутренней политики).
В июле выступил с жесткой критикой мэра Моршанска Алексея Банникова: при вручении ордена Мужества плачущей сестре контрактника тот неосторожно сказал, что ее брат погиб, «чтобы были спортивные площадки, чтобы мост наш наконец-то отремонтировали». Губернатор заявил, что ему стыдно за эти слова, потому что бойцы воюют «за целостность нашей Родины, за будущее нашей страны, за наши идеалы и принципы человечности и гуманности». В итоге Банникову пришлось уйти в отставку.
То, что такая жесткая политика расходилась с его собственными заявлениями и призывами, наверное не так уж важно.
«Президент обозначил важность консолидации всех общественных сил в наше непростое время, и с этим невозможно не согласиться. Сейчас такое время, когда необходимо быть едиными. Когда нужно оставить разногласия — и просто вместе работать».
По итогам рейтингов за 2022 и 2023 годы становился худшим губернатором в Центральном федеральном округе.
Выступая этим летом на Международном экономическом форуме в Петербурге, предложил бороться с мировым голодом и создать Центр продовольственной безопасности в Мичуринске, который является единственным для России наукоградом аграрного направления.
Между тем статистика трех лет правления Максима Егорова показывает, что Тамбовская область «стремительно движется к аграрной архаике и деиндустриализации» (самый низкий показатель по доле обрабатывающих производств в регионах Центрального федерального округа). Впрочем, это не помешало региону собрать в прошлом году рекордный урожай и занять шестое место в России по индексу производства сельхозпродукции.
Уровень средних зарплат в Тамбовской области был и остается одним из самых низких по стране: 63 место по состоянию на март 2024 года.


Егоров при этом на доход не жалуется: в собственности его семьи имеются две квартиры площадью 102 и 77 кв. м., дом площадью 326 кв. м, земельный участок 2100 кв м, два автомобиля «Mercedes-Benz», два гидроцикла, мотовездеход и два снегоболотохода.
«Тамбовский волк теперь товарищ»
В последние месяцы Максим Егоров появлялся на публике в сопровождении ветерана «СВО» — подполковника Константина Кутейникова, который проходил стажировку по программе «Время героев». Вместе они ездили в рабочие поездки и на совещания, общались с чиновниками и жителями, и даже проводили для школьников открытый урок по основам безопасности и защиты Родины.


Видеоролик с сообщением об отставке, опубликованный Егоровым 4 ноября, в День народного единства, стал шоком для всех — даже для сотрудников регионального правительства, которые ничего об этом не подозревали.
Для обычных жителей Тамбовской области внезапная отставка второго губернатора подряд — вообще темный лес.
Всего три года назад Егоров заявлял, что приехал в Тамбов всерьез и надолго. Обещал развивать регион и признавался ему в любви.
И вдруг покинул его при первом же сигнале из Москвы, ради «других задач на федеральном уровне».
Покинул с улыбкой. «Истерично-радостной», как отметили в СМИ.

