11 апреля 1783 года

В Петербурге умер 64-летний граф Никита Панин — дипломат, глава внешней политики при Екатерине II. Воспитатель Павла I. Автор одного из первых проектов конституции в России.
Верховная власть вверяется государю для единого блага его подданных
Родился при Петре I, в 1718, в Речи Посполитой (ныне — Польша). Происходил из дворянского рода, был родственником князя Александра Меншикова. Рос в городке Пернов, где его отец был комендантом. Получил блестящее образование.
В 29, при Елизавете, был назначен послом в Данию. Вскоре получил перевод в Швецию, где прожил 12 лет.
В 1760 приглашен воспитателем цесаревича Павла, сына Екатерины II, и сблизился с ней.
Еще в Швеции проникся симпатиями к конституционному строю, критиковал произвол чиновников.
В производстве дел всегда действовала более сила персон, чем власть мест государственных
Когда в 1762 Екатерина (при поддержке Панина, в том числе) взошла на престол, он предложил ей ограничить самодержавие и учредить Императорский Совет — с правом подписи важных бумаг до пера императрицы. Екатерина проект отклонила.
Иной думает для того, что он был долго в той или другой земле, то везде по политике той или другой его любимой земли все учреждать должно (Екатерина II)
Считается автором одного из первых проектов конституции в истории России. Рассуждал о том, что государством не могут править чьи-то прихоти, а фаворитизм — большая угроза для Российской империи.
Был убежден, что государство, где царит беззаконие — слабое государство.
Это колосс, державшийся цепями. Цепи разрываются, колосс упадает и сам собою разрушается
Рассуждал о частной собственности, которой в России еще не было, и о политических свободах — публичных судах, свободе слова и гласности.
Нельзя нарушать вольности, не разрушая права собственности, и нельзя разрушать права собственности, не нарушая вольности
Через 50 лет идеи Панина повлияли на декабристов.
На протяжении почти 20 лет управлял внешней политикой Российской Империи. Пытался объединить северные державы в так называемый «Северный Аккорд» против Франции и Австрии, в которых видел основную угрозу интересам России.
Его упрекали за усиление Пруссии, неготовность к войне с Турцией и потерю польских территорий. Граф Григорий Орлов считал, что за эти промахи Панин заслуживает смертной казни.
Также обвинялся в «намеренном развращении» цесаревича Павла за то, что привил ему любовь к «пруссакам». Императрица безуспешно пыталась отстранить графа от воспитания сына и щедро одаривала его подарками.
В 1773 Панин стал первым в истории страны действительным тайным советником 1-го класса (соответствовал чинам канцлера, генерал-фельдмаршала и генерал-адмирала). В России его получили всего 13 человек.
Выступил против свадьбы Екатерины с ее фаворитом Орловым. По его словам, «госпожа Орлова не могла быть императрицей».
Но в открытую опалу так и не угодил: императрица помнила, что Панин — один из тех, кому она обязана своим троном. Она ценила его ум и образованность, называла «ходячей энциклопедией».
Пользовался уважением за честность и доброту: когда ему подарили 9000 крепостных, половину из них раздал своим секретарям.
При этом любил жить в роскоши, ценил французскую кухню, женщин и картежные игры.